Фрагмент для ознакомления
2
Ведение
Актуальность. Сегодня каждая компания стремиться к формированию, сохранению и поддержанию имиджа, фирменного стиля, репутационной составляющей. И во многом им в этом помогают связи с общественностью. Однако, как показывает практика, не всякой организации удается грамотно и четко выстроить кампанию по связям с общественностью, что ведет к тому, что эффект от реализуемых действий достигается не в полном объеме.
Вопросам по процессу реализации кампании по связям с общественностью посвящено немало трудов. Так, например, Аладко В.Г. рассматривает организацию и проведение кампаний по связям с общественностью; Черенкова Е. П. исследует пиар-мероприятия в деятельности по связям с общественностью. Однако достаточно мало статей, посвященных кампаниям по связям с общественностью в сфере туризма.
На основании этого тема курсовой работы «Организация и проведение кампаний по связям с общественностью в сфере туризма» является актуальной и требует всестороннего и комплексного рассмотрения.
Основной целью является процесс организации и проведения кампаний по связям с общественностью в сфере туризма.
Для ее достижения необходимо решить спектр задач:
- рассмотреть теоретические аспекты кампаний по связям с общественностью;
- исследовать сущность пиар-кампаний: понятие и общая характеристика;
- проанализировать структуру и этапы кампаний по связям с общественностью;
- выявить особенности организации и проведения пиар-кампаний в сфере туризма;
- произвести анализ процесса организации и проведения кампаний по связям с общественностью в сфере туризма на примере турфирмы «ЧипТрэвел» и туроператора «Алеан»;
- исследовать кампании по связям с общественностью турфирмы «ЧипТрэвел» и туроператора «Алеан»;
- проанализировать мнения потребителей туристических услуг;
- разработать комплекс рекомендаций по совершенствованию кампаний по связям с общественностью туристических предприятий.
Объект исследования – турфирма «ЧипТревел» и туроператор «Алеан». Предмет исследования – организация и проведение кампаний по связям с общественностью турфирмы «ЧипТревел» и туроператора «Алеан».
Методологическая база исследования строится на аналитическом, сравнительном, умозаключающем, обобщающем подходе.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения, 9 рисунков, 3 таблиц.
При написании работы изучены научные труды, статьи, монографии, периодические издания, ресурсы сети Интернет.
Глава 1. Теоретические аспекты кампаний по связям с общественностью в сфере туризма
1.1 Сущность пиар-кампаний: понятие, общая характеристика, типология
Современное общество уже не может представить свою повседневную жизнь без разнообразных и достаточно частых пиар-кампаний брендов, продукции, услуг, самих организаций, политиков и т.п. Обусловлено это тем, что каждое предприятие стремится, к привлечению внимания как можно большей части целевой аудитории посредством разнообразных инструментов и механизмов, в том числе и посредством кампаний по связям с общественностью.
Стоит отметить, что базовая трактовка понятия «кампания по связям с общественностью» была представлена Е.А. Блажновым. Согласно ей, пиар-кампания является комплексным и многократным применением пиар-средств, а также разнообразного рекламного материала в рамках единой концепции и единого плана по воздействию на мнение и отношение целевой аудитории в целях популяризации имиджа, поддержания репутации, создания паблисити. Если говорить более простым языком, то пиар-кампания в связях с общественностью представляет собой достаточно значимое количество пиар-мероприятий, которые реализуются в определенные временные рамки для достижения определенного спектра результатов [15, с.547-549].
С точки зрения иных специалистов, пиар-кампания является целенаправленной, системно-организованной и завершенной совокупностью пиар-операций, посредством которых обеспечиваются их мероприятия, объединенной общим стратегическим замыслом и направленной на процесс решения конкретных проблем предприятия при помощи технологического субъекта пиар на том или ином этапе деятельности предприятия [9, с.41].
Однако не каждое действие в связях с общественностью – это пиар-компания. Для пиар-кампании характерно единовременное наличие таких признаков, как:
- преимущество отводится применению пиар-средств. Здесь стоит учитывать тот аспект, что реклама также может присутствовать, но только как вспомогательное средство. В основном же должны применяться пиар-средства, которые способствуют передаче входящей информации или передаче исходящих данных;
- подразумевается наличие общей концепции и плана действий;
- пиар-кампания рассчитывается на определенный временной период. Продолжительность ее зависит от масштабности мероприятия. Так, в основном такие кампании рассчитаны на период от нескольких месяцев до нескольких лет. Большое влияние на период проведения кампании оказывает специфика деятельности организации. Так, например, на туристические компании оказывается влияние со стороны сезонности, эпидемиологической обстановки, политическая нестабильность и т.п.;
- характер пиар-кампаний комплексный и затрагивает весь спектр сторон деятельности предприятия. Именно поэтому данные мероприятия всегда трудоемки и затратны в финансовом аспекте;
- весь спектр пиар-компаний обладает общей структурой. Так, например, доминирующая структура, достаточно часто применяемая современными организациями и предприятиями в области пиар-кампаний, состоит из четырех этапов и называется системой RACE [4, с.3-15].
Объектами пиар-кампании является воздействие на сознание и поведение целевой аудитории, функционирующей в рамках той или иной проблемной ситуации [7, с.29].
Спектр основных целей и задач пиар-кампании лежит в подчинении стратегических целей и задач предприятия. Каждая цель пиар-кампании является изложением наиболее общих результатов, к которым стремится организация, проводя весь спектр действий. При этом для каждой поставленной цели должны быть присущи следующие аспекты:
- ясная формулировка и четкое обоснование ожидаемых конкретных итоговых результатов;
- наличие конкретного исполнителя, четкого ориентира в виде графика исполнения действий по этапам;
- реалистичность в привязке к пространству, временным рамкам, материального, трудового и финансового ресурса;
- соответствие мнению общественности и поддержка со стороны исполнительных структур во власти [2, с. 58-59].
Сегодня теоретики и практики выделяют спектр основополагающих стратегических целей пиар-кампании:
- информировать;
- убеждать;
- изменять поведение или отношение целевой аудитории [3, с.120-124].
Среди основных задач наиболее первостепенными являются технологические, которые представлены следующими аспектами:
- позиционировать базисный субъект пиар;
- возвышать имидж предприятия;
- осуществлять антирекламу (снижать имидж конкурентов);
- осуществлять отстройку от конкурирующих компаний;
- проведение контррекламы [6, с.49-53].
Пиар-кампании в связях с общественностью обладают спектром основных характеристик:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абабков Ю. Н. Реклама в туризме / Ю.Н. Абабков, М.Ю. Абабкова, И.Г. Филиппова. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 176 c.
2. Варакута С. А. Связи с общественностью: учебное пособие / С. А. Варакута. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 207 с.
3. Гальченко С. А. Значимость PR-кампании для деятельности организации / С. А. Гальченко, Н. С. Бульба // Приоритеты экономического роста страны и регионов в период постпандемии : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 19–20 ноября 2020 года / Под редакцией О.Н. Пронской. – Курск: Курский государственный университет, 2020. – С. 120-124
4. Гребнева И. А. Особенности построения системы связей с общественностью в коммерческой сфере / И. А. Гребнева // Фундаментальные науки и современность. – 2020. – № 1(34). – С. 3-15
5. Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз / Пер. с англ. под ред. Б.Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017 – 416 с.
6. Дулоглу О.А. Роль рекламной компании в деятельности торговой организации / О.А. Дулоглу // Бенефициар. — 2017. — № 7. — С. 49-53
7. Емельянов С. М. Теория и практика связей с общественностью : учебное пособие для вузов / С. М. Емельянов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 197 с.
8. Жильцова О. Н. Связи с общественность : учебное пособие для вузов / О. Н. Жильцова, И. М. Синяева, Д. А. Жильцов. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 337 с.
9. Зельманов А. Б. Связи с общественностью в социальной сфере / А.Б. Зельманов. - М.: Издательство Михайлова В. А., 2017. - 128 c.
10. Китчен Ф. Паблик рилейшнз: принципы и практика / Пер. с англ. под ред. Б.Л. Ерёмина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 454 с.
11. Лысикова О.В. Имиджелогия и паблик рилейшнз в социокультурной сфере / О. В. Лысикова, Н. П. Лысикова. – М.: ФЛИНТА, 2019. –168 с.
12. Морозова Н. С. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме / Н.С. Морозова, М.А. Морозов. - М.: Academia, 2016. - 288 c. 18. Овчинникова, Н. Н. Рекламное дело. Курс лекций / Н.Н. Овчинникова. - М.: Эксмо, 2017. - 336 c.
13. Николаенко Н.А. Сущность и роль PR в деятельности современной организации // Бюллетень науки и практики. – № 5. – 2019. – 56 с.
14. Омельчук И. С. Эффективная PR-кампания: особенности формирования бренда / И. С. Омельчук // Коммуникология: электронный научный журнал. – 2020. – Т. 5. – № 1. – С. 8-15
15. Пак В. В. Современные тенденции развития PR в России / В. В. Пак, Ю. В. Петренко // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 9(43). – С. 547-549
16. Сурикова М. С. Планирование РR-кампании / М. С. Сурикова // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей XXIII Международной научно-практической конференции : в 3 ч., Пенза, 15 мая 2019 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. – С. 15-18
17. Туроператор «Алеан». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.alean.ru/page/o_kompanii/?label=o_kompanii (дата обращения: 15.05.2023)
18. Турфирма «ЧипТревел». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://chip.travel/ (дата обращения: 15.05.2023)
19. Ушанов П. В. Медиа рилейшнз. Основные аспекты взаимодействия СМИ и Public Relations / П.В. Ушанов. - М.: Флинта, Наука, 2018. - 476 c.
20. Фролов С.С. Связи с общественностью в работе фирмы. Стратегия, коммуникации, имидж, брендинг / С.С. Фролов. - Москва: Высшая школа, 2018. - 738 c.